Гигиеническая оценка оборудования и мебели в дошкольных учреждениях, школах

Эргономические требования к школьной мебели

Эргономические требования
представляют собой комплекс физиологических, психологических, антропометрических, гигиенических, социально-психологических требований, которые направлены на сохранение хороших условий для учебы ребенка

При выборе ученических столов или школьных парт особое внимание уделяется надежности, долговечности, безопасности и удобству. В основном они состоят из металлического каркаса, который изготавливается из специальной профильной трубы

Окрашенной методом порошковой покраски.

Это позволяет сделать изделие качественным, предотвращает краску от облезания. Столешница
изготавливается из фанеры, мебельного щита, либо из ЛДСП. Школьные парты могут быть одноместные, двухместные и трехместные, регулироваться по росту и высоте. Ученические стулья также имеют каркасную основу, изготовленную, изготовленную из такой же профильной трубы, основа представляет собой гнуто-клееную фанеру. Удобные спинки стула позволяют детям сидеть ровно и не дают уставать спине.

Последние нововведения в СанПин для детских садов

Санитарно-эпидемиологические институты проводят постоянную работу с целью улучшения функционирования дошкольных образовательных учреждений. И такие мероприятия направлены на повышение безопасности детей, а также улучшение процесса обучения и развития малышей. В связи с чем действующая редакция СанПин поддается постоянным изменениям.

Таблица № 1 «Основные правки, вступившие в силу СанПин для детских садов в 2020 году»

До После
Запрет на проветривание помещений в присутствии детей Разрешается одностороннее открытие окон, если в группе находятся воспитанники, но только в жаркую и безветренную погоду
Отсутствие распределения по годам детей объем потребляемой пищи Увеличение числа потребляемых блюд и установление нор пищевой ценности для каждой возрастной категории
Строгая фиксация температурного режима: 19 – в спальной, 22 – в игровой Увеличение предельных показателей

ВАЖНО Кроме того, к 2020 году были внесены правки в СанПин для детских садов касательно используемой мебели. Теперь у каждого малыша должен быть личный набор основных мебельных принадлежностей

И не желательно использование двухъярусных кроватей.

Стандарты, предъявляемые к школьному гарнитуру

На рынке выбор ученической мебели достаточно ограничен, так как выработаны специальные санитарные требования главного государственного врача, которые конкретно обозначают, каким параметрам должна соответствовать идеальная ученическая мебель. Итак, рассмотрим наиболее важные ограничения.

1.Используемая мебель должна быть полностью безопасна.

В соответствии с этим правилом она производится из безвредных для детей материалов и соответствует установленным образцам качества. Например, в подобной мебели острые углы должны быть сглажены, а кромки срезов — обработаны специальной лентой или составом.

Цвет, в который окрашивается основная мебель, играет важную роль. Специалисты советуют приобретать светлое, но не белое покрытие — светлые оттенки повышают освещенность помещения и не угнетают эмоционально. При этом фактура лицевой поверхности должна быть именно матовой, чтобы не глянцевые блики не отвлекали учеников от работы.

Для предотвращения падений ножки столов, шкафов и прочей крупногабаритной мебели должны быть регулируемыми и настроенными под неровности пола. Также верхним слоем парт и стульев должно быть гипоаллергенное покрытие.

2.Парты и стулья должны соответствовать комплекции учеников.

Для удобства размещения учеников разного роста, стоит оборудовать каждый кабинет партами различных размеров. А чтобы впоследствии парты и стулья разных видов можно было легко различить, на них наносятся специальные цветные марки:

Но как узнать, какого размера приобретать парты? Есть два ответа на поставленный вопрос:

Во-первых, если школа функционирует давно и Вы можете измерить рост каждого ученика или обратиться в мед. кабинет за этой информацией, лучше так и сделать. Подобные наблюдения помогут точно определить точное число парт определенного размера, которое потребуется.

Во-вторых, если школа только открывается, и Вы не знаете, кто будет учиться в конкретном классе, изучите статистическую информацию в Интернете и приобретите различные комплекты мебели по этим данным.

Определиться с выбором парт нужной высоты довольно сложно, а еще сложнее делать это из года в год.Поэтому большой популярностью пользуются парты и стулья с регулируемой высотой. Их стоимость незначительно превышает стандартный ценник, а использовать такую мебель проще.

3.Соотношение парты и стула должно определяться рядом критериев:

  • между сиденьем стула и крышкой парты должно быть такое расстояние, которое позволит беспрепятственно перемещаться;
  • высота стола и стула должна быть отрегулирована так, чтобы при локти ученика были были на одном уровне со столешницей;
  • студ обязательно должен иметь спинку, которая будет касаться поясницы и лопаток ученика;
  • стул должен быть достаточно просторным, чтобы на него умещались ученики любого телосложения;
  • кромка стула не должна касаться ног при правильной посадке;
  • спинка стула и сиденье должны быть разделены полосой свободного пространства.

Даже идеально подобранные парты могут показаться ученикам неудобными, если они сидят не так, как следует

Именно поэтому важно обучать учеников правильной посадке и следить за ней во время учебного процесса

4.Надписи, сделанные на классных досках, должны быть заметны из любой части класса.

Для различных типов досок формируются особые требования к качеству.

Если это классические меловые доски, то они должны иметь хорошую адгезию с мелом (мел должен оставлять четкий след), очищаться влажной губкой без каких-либо следов и темно-зеленое антибликовое покрытие. Также для удобства использования конструкция должна быть оснащена лотком для сбора меловой пыли и хранения необходимых принадлежностей (мел, губка, указка и т. д.).

Если Вы предпочитаете маркерные доски, то, по возможности, приобретите модель матовой фактуры. В противном случае обеспечьте равномерное освещение класса без световых пятен.

Как часто нужно обновлять мебель в классе?

Как ни странно, но и у мебели есть свой определенный «срок годности», который необходимо соблюдать и учитывать при планировании обновления. Так, средний срок эксплуатации ученического стола составляет порядка 10 лет, а вот ученический стул входит из строя, в среднем, через 5-6 лет после приобретения. Шкафы, тумбы, стеллажи могут обходиться без замены порядка 20-30 лет.

Однако, стоит понимать, что эти показатели рассчитывались в идеальных условиях, когда дети не качались на стульях, не прыгали по партам и не раскручивали гайки. В реальности же срок службы мебели может значительно снижаться, если вовремя не проводить меры по ее обслуживанию.

СанПиН для школьных образовательных учреждений 2020 с изменениями

Детская мебель отличается от взрослой, прежде всего, размерами. В нашем законодательстве такие размеры называются «ростовыми группами» (они же – группы детской мебели). Есть 4 специальных ГОСТа, которые устанавливают такие ростовые группы для дошкольников. Полезные ссылки на полные версии этих документов будут ниже.

ГОСТ для детских столов

Санитарно-эпидемиологические институты проводят постоянную работу с целью улучшения функционирования дошкольных образовательных учреждений. И такие мероприятия направлены на повышение безопасности детей, а также улучшение процесса обучения и развития малышей. В связи с чем действующая редакция СанПин поддается постоянным изменениям.

Таблица № 1 «Основные правки, вступившие в силу СанПин для детских садов в 2021 году»

До После
Запрет на проветривание помещений в присутствии детей Разрешается одностороннее открытие окон, если в группе находятся воспитанники, но только в жаркую и безветренную погоду
Отсутствие распределения по годам детей объем потребляемой пищи Увеличение числа потребляемых блюд и установление нор пищевой ценности для каждой возрастной категории
Строгая фиксация температурного режима: 19 – в спальной, 22 – в игровой Увеличение предельных показателей

Вопросам питания малышей в детских садах отводится особое внимание, поскольку продукты являются одной из основных причин распространения инфекционных болезней. Так, на образовательное учреждение в 2021 году возлагаются такие обязанности:

  • выбор надежного поставщика;
  • соблюдение правил доставки;
  • контроль за разгрузкой и качеством упаковки продуктов;
  • выполнение нормативов хранения пищевого сырья;
  • следование рецептурам приготовления блюд.

В СанПин 2021 года строго прописаны нормативы, по которым отбираются земельные участки для возведения дошкольного образовательного учреждения. К основным из них относятся:

  • расположение в пределах жилого комплекса или спального района;
  • отсутствие промышленных предприятий поблизости;
  • уровень шума не должен превышать норму;
  • измерение загрязнения атмосферного воздуха;
  • возможность естественного освещения площадок для игр на свежем воздухе.

Прием малышей в детский садик происходит лично педагогом или же медицинским работником. Такая необходимость связана с предотвращением допуска к занятиям детей с какими-либо инфекционными или заразными заболеваниями. Если у работника сада возникает подозрение на ненадлежащее состояние здоровья, ребенок к учебе не допускается.

Что касается организации учебного процесса и режима отдыха, то большинство нормативов носят рекомендательный характер. К основным из них относятся:

  • непрерывный период активности не должен превышать 6 часов в группах с малышами старше трех лет;
  • желательно, чтобы прогулки на свежем воздухе занимали три-четыре часа ежедневно;
  • не рекомендуется водить воспитанников на улицу при температуре меньше 15 градусов;
  • время уличных прогулок желательно делить на два периода;
  • в зависимости от длительности пребывания деток в детском саду, фиксируется количество приемов пищи и наличие дневного отдыха;
  • продолжительность обеденного сна варьируется в пределах 2-3 часов, в зависимости от возраста воспитанника.

Разновидности картинок

Мебель для детей должна обладать практичностью, безопасностью, многофункциональностью. Главное требование к дизайну — броский оригинальный внешний вид. Такие же рекомендации распространяются на маленькие шкафчики, которые применяются для хранения верхней одежды, аксессуаров, сменной обуви. Украсить конструкции можно при помощи именных и тематических наклеек.

Отличительные характеристики разных видов шкафов в детскую, их размеры

С именем малыша

Маркировка обязательно дополняется специальной графой для вписывания имени и фамилии ребенка. Подобные наклейки подходят только для средней и старшей группы, куда ходят детки с простейшими навыками чтения

Если декор подбирается для малышей, важно, чтобы он дополнялся небольшими рисунками. Это поможет быстрее запомнить, где находится нужный шкафчик

Тематические

Для оформления шкафов в детском садике используются разнообразные рисунки. Малыши очень быстро запомнят милые добрые картинки. Наибольшей популярностью пользуется несколько тематик:

  1. Герои сказок и мультфильмов, к примеру, лисичка, кот Леопольд, львенок, гном и другие.
  2. Животные: зайчики, петушки, олени, собачки, кошечки.
  3. Транспортные средства: машинки, самолетики, трактора, кораблики, ракеты.
  4. Овощи и фрукты: помидоры, тыквы, вишенки, яблоки.
  5. Цветы и растения: васильки, розочки, березки, ромашки, елочки.

Изображения мультипликационных героев и животных должны быть позитивными, добрыми. Агрессия недопустима, поскольку может расстроить малыша или вызвать страх. Лесные и домашние звери привносят в обстановку волшебные, сказочные нотки.

При помощи комбинации разных изображений, принадлежащих к одной тематике, удается создать гармоничный интерьер помещения. Раздевалка в детском саду получится привлекательной, интересной. Благодаря ярким рисункам у малышей развиваются творческие способности, правильное восприятие цветов, формируется художественный вкус.

Разновидности детской корпусной мебели, критерии ее выбора

Требование к территории садика

В СанПин 2020 года строго прописаны нормативы, по которым отбираются земельные участки для возведения дошкольного образовательного учреждения. К основным из них относятся:

  • расположение в пределах жилого комплекса или спального района;
  • отсутствие промышленных предприятий поблизости;
  • уровень шума не должен превышать норму;
  • измерение загрязнения атмосферного воздуха;
  • возможность естественного освещения площадок для игр на свежем воздухе.

Внимание В регионах на Крайнем Севере дополнительно требуется оснащение участка защитой от ветра и снега. Одно из самых важных условий проектирования двора детского садика по СанПин 2020 года – это достаточное количество зеленых насаждений

Так, минимально допустимый уровень деревьев и кустарников на территории составляет пятую часть от всей площади участка, что не задействована под застройку

Одно из самых важных условий проектирования двора детского садика по СанПин 2020 года – это достаточное количество зеленых насаждений. Так, минимально допустимый уровень деревьев и кустарников на территории составляет пятую часть от всей площади участка, что не задействована под застройку.

К сведению

Как правило, такие насаждения используются для разделения игровых площадок или размещаются по периметру дворика вдоль забора, наличие которого также обязательно. Категорически запрещено садить на территории плодоносящие или ядовитые растения.

Кроме того, в 2020 году по СанПин существуют отдельные требования к оформлению игровых площадок детских садов. К основным из них относятся:

обязательное наличие физкультурных секций для занятий спортом;
наличие минимальной площади, которая рассчитывается исходя из минимальных 7 кв.м

на одного малыша группы;
покрытие таких зон должно быть травянистым;
обязательно наличие навесов для защиты малышей от осадков и солнца;
важно оборудовать дополнительную зону для хранения детских колясок, санок, лыж и другого транспорта с защитой от дождя и снега.. Дополнительная информация Что касается чистоты, то в зимний период необходима уборка снега на участках

Летом при жаркой погоде должен осуществляться полив растительности минимум дважды в сутки. Санитарная уборка участка проводится утром и вечером (до прихода и после ухода воспитанников соответственно)

Дополнительная информация Что касается чистоты, то в зимний период необходима уборка снега на участках. Летом при жаркой погоде должен осуществляться полив растительности минимум дважды в сутки. Санитарная уборка участка проводится утром и вечером (до прихода и после ухода воспитанников соответственно).

Нормы питания в 2020 году

Каждый продукт, который будет подан на стол воспитанникам детского сада, обязательно должен иметь разрешительный документ, удостоверяющий качество и безопасность пищи в соответствии СанПин в 2020 году. Кроме того, отдельную категорию нормативов составляют правила хранения ингредиентов и порядок их приготовления.

Формирование меню блюд происходит на основании главных потребностей детского организма, необходимых для надлежащего физиологического развития. Что имеет непосредственное отношение к возрасту малышей.

Таблица № 2 «Пищевая ценность блюд»

Возраст в месяцах Калорийность Растительные белки, г Животный белок, % от общего веса ребенка из расчета 1г/1кг Жиры, г Углеводы, г
0-3 115 6,5 13
4-6 115 6 13
7-12 110 5,5 13
13-24 1200 36 75 40 174
25-36 1400 42 65 47 203
37-84 1800 54 60 60 261

Некоторые отличия предусмотрены для воспитанников, которые находятся на комбинированном вскармливании, то есть с совмещением грудного и дополнительного питания.

Нет единых требований к оформлению меню по СанПин для детских садов в 2020 году, поскольку необходимость потребления различных продуктов связана с особенностями каждого региона. Но распорядок приема пищи основывается на расписании дня в садике. При круглосуточном нахождении в дошкольном образовательном учреждении предусмотрено:

  • два завтрака;
  • обед;
  • полудник;
  • 2 ужина.

Внимание Если время нахождения в саду не больше 8 часов, то обязательно должно быть четыре приема пищи. И обязательно соблюдение временных интервалов, которые едва ли могут превышать 4 часа

Законодательные требования

Требования к технологии закреплены нормативным документом ГОСТ 22046-2016 «Мебель для учебных заведений. Общие технические условия», что является межгосударственным стандартом для России, утвержденным Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 19 декабря 2016 года.

Общие требования соответствуют государственному стандарту. Единый задокументированный регламент позволяет обеспечить массовую закупку ученической мебели для школ всех регионов России. Все продукты проходят испытания на прочность согласно с предписанной документацией.

Школьная мебель по ГОСТ 22046-2016 обязана обладать следующими параметрами:

  1. Блеск покрытия не превышает допустимые 49%.
  2. Поверхность легко поддается очистке. Столы научных классов оснащаются защитой против реагентов.
  3. Рабочая поверхность соответствует актуальным стандартам стойкости.

 Требования к сборке комплектов школьной мебели:

  1. Все элементы конструкции надежно фиксируются.
  2. Детали фурнитуры не могут быть отделены вручную.
  3. Недопустимы любые неровности на внешней отделке мебели. Острые края должны быть закруглены. Отверстия металлических труб диаметром больше 7 мм закрыты или спрятаны.
  4. Пачкающие элементы скрыты.

Надлежащая фиксация крупногабаритной мебели регулируется ГОСТ 22360-95:

  1. Элементы конструкции тщательно соединены между собой и не могут разбираться вручную.
  2. Если предусмотрена подставка, то ее соединение с предметом должно быть надежным.

Мебель в школе обладает специальной маркировкой, которая написана на русском или официальном языке региона. Не допускается размещение отметки на рабочих поверхностях. Необходима пометка парт цветными наклейками, соответствующим ростовым категориям по ГОСТ 11015, 11016.

Маркировка содержит следующее:

  • информацию о производителе;
  • его контактные данные;
  • товарный знак;
  • описание назначения предмета;
  • обозначение актуального стандарта;
  • дату производства, гарантийный срок службы.

Требования к школьной мебели

Стандарты, которым должны отвечать закупаемые комплекты школьной мебели, устанавливались еще во времена СССР. Многие из них сохранились и до сегодняшнего дня. Вот основные требования, которым должны соответствовать приобретаемые конструкции:

  • абсолютная безопасность;
  • комфорт в процессе эксплуатации;
  • экологическая чистота;
  • эргономичность;
  • надежность и прочность;
  • удобство перемещения.

Именно такой должна быть высококачественная мебель, соответствующая ФГОС.

Стандарты и нормы для школьных парт. Их основа – каркас из прочного металлического материала. По классике он изготавливается в размере 25*25 см. Толщина стенки составляет 1,2. В процессе изготовления применяется традиционно техника порошкового окрашивания. Это обеспечивает высокое качество изделие и препятствует коррозии материала.

Изготовление столешницы происходит из ЛДСП или фанеры 6-12 мм. Иногда применяется мебельный щит. В последней ситуации происходит покрытие столешницы специальным раком. Стандарт предполагает в продаже столы на одного, двоих человек. Есть и трехместные парты с дополнительной опорой из металла. Парты регулируются по высоте в зависимости от роста ученика.

Стандарты и нормы для школьных стульев. Как и в случае с партами в основе лежит металлический каркас. Его изготовление осуществляется из трубы профильной с теми же размерными показателями, что и для парт. В качестве основы сиденья принято использовать фанеру. За счет эргономичных форм, которыми наделена спинка, ребенок получает возможность ровной посадки и отсутствия нарушения осанки. Сиденье, которое имеет мебель для начальной школы и старшей, должно оснащаться шлифовкой и загнутым краем спереди. Это предотвращает порчу школьной формы и сводит травматизм к минимуму.

Правильный подбор парт, столов, стульев

Классы и учебные кабинеты должны оборудоваться мебелью двух или трех ростовых групп в соответствии с ростом школьников в разных классах (таблица 2).

Таблица 2. Примерное распределение школьников 1-11 классов по группам роста и номерам мебели, в %

Группа роста, см

Номер (группа) мебели

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

10 кл.

11 кл.

110-150

1

25

115-130

2 : А

75

70

40

130-145

3 : Б

30

60

80

70

35

145-160

4 : В

20

30

65

80

50

30

160-175

5 : Г

20

50

70

80

80

Свыше 175

6 : Д

20

20

При наличии в школе парт и комплектов учебной мебели ( столов и стульев), изготовленных по ГОСТ 5994-79, ГОСТ 11015-77, ГОСТ 11016-77. В первых классах следует расставлять мебель из расчета 80% группы А и 20% группы Б. Распределение школьников по принятым в настоящее время группам роста из года в год меняется мало. Зная число параллелей каждого класса и пользуясь таблицей 2 можно определить примерную потребность школы в мебели разных номеров (групп).

Учебные помещения для школьников начальных классов рекомендуется оборудовать партами по ГОСТ 11015-93 (11015-86) в комплекте со стульями ГОСТ 11016-93 (11016-86). Запрещается использовать в классах и кабинетах табуреты и другую мебель без спинки, а также не соответствующую стандартам на школьную мебель.

Крышка стола должна иметь приспособление для установки ее горизонтально и под углом от 7 до 16 градусов. При необходимости организации занятий в две смены в учебных помещениях, занятых в 1-й и 2-й смене, должны размещаться учащиеся, смежных по возрасту классов, например, 3-е и 4-ые. При этом в помещении, предназначенном для 3-их и 4-ых классов, расставляются 2-3 парты второго номера или группы А, 11-15 — №3 или группы Б и 1-2 — №4 или группы В, что позволит рассадить большинство детей и в 3-ем и в 4-ом классе в соответствии с их ростом.

Таблица 3. Ориентировочное распределение парт двухместных (двухместных комплектов ученических) в начальных классах, в шт.

Номер (группа) мебели

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1-

4/6

2 : (А)

11/14

10/14

7/9

3 : (Б)

5/6

8/11

12/16

4 : (В)

3/4

Примечания:

  1. В числителе указано количество двухместных парт (комплектов ученических) при наполняемости 30 человек, в знаменателе – 40.
  2. Комплект ученический состоит из стола двухместного и 2-х стульев соответствующих ростовых групп.
  3. При оборудовании учебных помещений одноместными столами количество комплектов удваивается.

Учебные кабинеты для школьников 5 – 11-ых классов оборудуются двухместными комплектами (стол ученический по ГОСТ 11015-93 и два стула ученических по ГОСТ 11016-93). Оборудовать учебные кабинеты мебелью в соответствии с ростом учащихся возможно лишь при наличии раздельных кабинетов для учащихся разных возрастных групп. Поэтому при всех школах необходимо оборудовать учебные кабинеты с учетом возрастного состава школьников, выделяя кабинеты для учащихся 5 – 6-х классов

Это необходимо в связи с особенностями роста и развития 10-11 летних детей и особенно важно для таких предметов, как родной язык, литература, математика, по которым уроки проводятся во все дни недели

Кроме кабинетов родного языка и литературы, математики, комплектами ученическими двухместными оборудуются кабинеты иностранного языка, истории, географии, методические кабинеты по основам производства. При оборудовании кабинетов физики, химии и биологии используются двухместные ученические лабораторные столы номеров 4, 5 и 6 ГОСТ 18314-93 или групп В, Г, Д по ГОСТ 18314-73, кабинетов изобразительного искусства и черчения специальные одноместные столы номеров 4, 5 по ГОСТ 19549-93 или групп В и Г по ГОСТ 19549-74 в комплекте со стульями для учащихся соответствующих ростовых групп.

Таблица 4. Ориентировочноераспределение ученическихдвухместных комплектов в учебных кабинетах, в % 

Номер (группа) мебели

5-6 кл

7-9 кл

6-11 кл

5-11 кл

7-11 кл

10-11 кл

3 : Б

50

20

4 : В

50

50

50

40

40

5 : Г

50

40

30

50

80

6 : Д

10

10

10

20

Таблица 5. Ориентировочное распределение лабораторных столов и столов для черчения и рисования в комплекте со стульями в учебных кабинетах, в %

Номер (группа) мебели

Кабинет физики

Кабинет химии

Кабинет биологии

Кабинет изобразительного искусства и черчения

4 : В

30

30

50

80

5 : Г

60

60

40

20

6 : Д

10

10

10

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector