Патина по дереву своими руками

Искусственная и природная патина

Любой материал, кроме золота и платины, в какой-то мере взаимодействует с кислородом и влагой в воздухе. В некоторых случаях эффект проявляется очень быстро – например, ржавление железа; в других – процесс растягивается на долгие годы, как в случае зеленой патины на меди, патины серебряной, то есть чернения и так далее.

Как ни странно, наличие такого налета, если покрытие не сказывается на характеристиках изделия и не разрушает его, не только не уничтожается, но и зачастую приветствуется. Ведь этот благородный налет благодаря переходам цвета подчеркивает красоту резьбы и ковки, объемную фактуру или указывает на возраст предмета, что невольно переводит мебель для гостиной или другое изделие в разряд раритетных или хотя бы старинных. В результате на свет появилась искусственная патина. Получают ее, конечно, другими способами.

  • Естественная патина – результат окисления металла в атмосфере. Разделяется на благородную и дикую. Первая имеет плотную структуру и защищает металл от коррозии (например, зеленая патина на меди), вторая – рыхлая и от влаги металл не убережет. От такой пленки необходимо избавляться.

    На фото — кухонный гарнитур с патинированием под бронзу.

  • Искусственно сделанная патина образуется намного быстрее за счет проведения определенных химических реакций. Такие покрытия менее прочны и более пористы, чем благородная пленка, но все же металл защищают.
  • Можно выделить и группу декоративной патины. Это род имитации, создаваемый с помощью обычных морилок и краски – например, акриловой. Цвет в этом случае может быть абсолютно любой – от светло-золотистого и белого до черного, а может включать и оттенки, совершенно несвойственные природному материалу.

Определение понятия патина

Патина относится к природным явлениям. Ему подвергается металл, изделия из дерева в естественных условиях. Люди издавна замечали на монетах из серебра, латуни и меди, что со временем на их поверхности образуется напыление, отчего они приобретали совершенно другой вид. Под воздействием окружающей среды опыление делало краски более яркими, проявлялись затемнения и трещинки на изделиях. На антикварных предметах можно заметить естественную патину, за что и ценятся высоко.

Естественный процесс происходит слишком долго, на это потребуется десятки лет. Под воздействием атмосферных факторов пленка на предметах может иметь несколько оттенков:

  • зеленоватый;
  • коричневый;
  • темно-серый;
  • голубоватый.

Термин пришел к нам из Италии. Во Флоренции еще в 14 веке мастера научились ручным способом старить вещи. Они применяли для этого гипс и его наносили в пустоты деревянных изделий. Когда все застывало, сверху покрывали слоем золотой фольги и затем слоем лака. Мастерам также удалось научиться патинировать металл. Со временем они стали наносить патину на предметы искусства.

Процесс окисления поверхностей называется патинированием. С помощью современных технологий удалось разработать различные технологии искусственного старения вещей, в том числе и патинирование дерева и других поверхностей. С их помощью не нужно ждать долгие годы пока вещи приобретут оттенок старины.

Необходимые материалы

Поскольку процесс патинирования достаточно прост, его можно смело провести в домашних условиях. Необходимо лишь наличие некоторых материалов и инструментов.

Будет несколько составов — для каждого нужна своя кисть. Для предварительной подготовки поверхности используют наждачную бумагу или шлифовальную машинку — зависит от размера объекта. Сухая ветошь потребуется для затирания декоративного слоя с целью его состаривания.

Перед патиной мебель необходимо покрыть базовым декоративным слоем. Это может быть морилка или акриловая краска. Акриловые составы при использовании в домашних условиях лучше выбирать на водной основе: с ними работать проще, при этом они такие же стойкие. Для улучшения качества работы стоит приобрести и грунтовку — она обеспечит лучшее сцепление всех нанесенных слоев с поверхностью.

Далее наносится сама патина. Сверху она покрывается лаком для дополнительной защиты

Лучше обратить внимание на матовый лак — он создаст эффект антикварной мебели

Инструменты и материалы

Перед работой нужно подготовить все необходимые расходные материалы – краску с эффектом состаривания (с элементами бронзы, серебра, позолоты), обычный ЛКМ, если планируется перекрашивание изделия. Вместо краски можно применять воск, морилку, шеллак или мастику в зависимости от выбранного варианта патинирования.

Прочие составляющие процесса, которые могут потребоваться:

  • кисти разного размера,
  • валик (для больших поверхностей),
  • наждачная бумага,
  • грунтовка,
  • лак мебельный или по металлу,
  • ветошь для удаления излишков краски,
  • ватные и поролоновые тампоны.

Некоторые мастера дополнительно приобретают металлическую пудру, если эффект от краски кажется недостаточным: обычно она применяется для искусственного состаривания фурнитуры из металла. В продаже есть и готовые наборы для патинирования и антикварного реставрирования – «Patina Verde Green», «Patina Gold», «Idea Patina». Большинство средств, входящих в наборы, подходят для различных материалов – гипса, металла, дерева.

Разновидности и преимущества

Сегодня в продаже встречаются несколько видов смесей для такого рода обработки:

  1. Шеллачный лак. При обработке лаковой смесью используется кисточка или мягкая губка. Расцветка может варьироваться от прозрачно-красного до золотистого.
  2. Патина на основе акрила. Самая простая в применении и отлично подходит для оформления квартиры. Такие смеси можно наносить кисточкой. Преимуществом акриловых составов считается широкий выбор расцветок для тонировки изделия.
  3. Битумный состав. Поверхность мебели покрывается лаковой смесью на основе битума, ее остатки с легкостью удаляются уайт-спиритом. Смесь проникает в поры материала, формируя эффект старения. Эта разновидность патины в результате имеет темный цвет. С помощью дополнительного слоя шеллачного лака можно надолго сохранить результат.
  4. Патина на основе воска. Такие составы помогают не только произвести патинирование дерева, но и затонировать материал, а также сделать акцент на его структуре. Восковые смеси долго застывают, что облегчает самостоятельное нанесение. Пользоваться этой разновидностью патины желательно в тех случаях, когда нужно выделить структуру древесины. Зачастую используется для небольших элементов из ясеня и дуба.
  5. Патина на основе маслянистой смеси похожа по эксплуатационным свойствам на восковую, но считается более универсальной.

Порошковая патина

Первым видом порошковой патины принято считать серебрянку. В своей основе это порошок, который перед применением нужно смешать с олифой. Как правильно разводить серебрянку, читайте в этом материале.

Цвет кузнечных красок обычно матовый, а патина придает металлу благородный блеск. Приобрести порошковый материал можно в виде готового продукта. Для большего удобства при окрашивании патину можно перемешать с ксилолом или же сольвентом.

Покрытие кузнечной патиной считается достаточно сложным делом при отсутствии необходимого опыта. Для нанесения краски понадобится нечто вроде палитры, где можно размазывать лакокрасочный материал.

Последовательность действий:

  1. Сгустки патины нужно расположить с одной стороны палитры.
  2. Кисточки слегка намочить в сольвенте или ксилоле. Затем растереть краску до той стадии, пока кисточка не станет полностью сухой.
  3. Далее краска наносится осторожными мазками. Изделия нужно касаться только кончиком кисточки. В результате должен получиться неравномерный слой краски, а нечто, напоминающее потертости.

Процесс очень трудоемкий и занимает много времени. Хотя результат этого стоит — изделие приобретет благородный состарившийся вид.

По неопытности многие пытаются взять на кисть как можно больше патины, чтобы избежать ее растирания после пары мазков. Однако так поступать категорически не рекомендуется, поскольку добиться нужного результата в таком случае не удастся.

Итак, работа с патиной требует определенных навыков, поэтому начинающему трудно рассчитывать на быстрый успех. Рекомендуется для начала использовать для патинирования предметы, которые не жалко испортить. После приобретения опыта можно взяться за более ответственную работу.

Смотрите видео нанесения патины на фасады МДФ покрытые плёнкой:

Видео.1. Отделка фасадов МДФ в плёнке
патиной
Рис. 7. Фасад с золотой патиной с
затиркой по фрезеровке
Рис. 8. Фасад с патиной золото без
затирки по фрезеровке

Как удаляют излишки патины?

Хорошо, нанесли патину, а чем ее удалить. Удаление излишков патины обычно производят
скотч-брайтом или металлической ватой
— это слабо абразивные шлифовальные материалы, которые удаляю патину, но не царапают поверхность фасада.

Интересная технология патинирования фасадов МДФ в пленке
с применением праймера.

Рис. 9. Шлифовальные материалы, которые
применяют для удаления излишков патины
Рис. 10. Патина оставлена по внутренней
фрезеровке фасада, без затирки

Кстати, если нанести толстый слой патины, или долго сушить патину до нанесения лака, то есть вероятность слабой адгезии наносимого лака поверх патина. Лак надо обязательно наносить на патину, чтобы ее закрепить на поверхности фасада.

Не забыли, что такое адгезия? Слабая адгезия означает, что со временем будет происходить отслоение лака вместе с патиной. Результат будет не декоративный, а наоборот обезображивающий.

Рис. 11. Серебряная патина нанесена по
контуру фасада и внутренней фрезеровке, без затирки

Что такое декапе при патинировании?

На высокопористой древесине патину часто оставляют только в порах. Этот способ отделки называется
декапе, то есть «снятие головы», в буквальном русском переводе.

Рис. 12. Эффект декапе при нанесении
патины на дереве
Рис. 13. Патина нанесена на структурную
пленку, имитация декапе

Для лучшего выделения пор древесину обрабатывают стальными щётками вдоль волокон, этот приём называется
браширование. Хорошо поддаются брашированию породы древесины с порами в ранних, мягких слоях, такие как дуб, ясень и многие экзотические породы.

Рис. 14. Брашированная древесина

При брашировании сосны удаляются широкие полосы ранних слоев годовых колец. Неэффективно браширование для таких пород: бука, клена, груши, вишни, тика, оливкового дерева.

Виды патины

Выделяют следующие разновидности патины:

Шеллачный лак. В работе с лаком применяется губка или кисть. Для разного количества нанесенных слоев цвет варьируется от золотистого до прозрачно-красного.

Акриловая патина для дерева. Она же акриловая краска. Наименее сложна на практике и безупречно подходит в условиях квартиры. Акриловая патина наносится кистью. Плюсом является большое количество цветов, которыми можно тонировать изделие. При необходимости делается повторная покраска для достижения нужного оттенка.

Битумная патина. На мебель наносится лак на основе битума, излишки которого легко убираются уайт-спиртом. Лак впитывается в поры, создавая эффект старины. Такая патина получается темного цвета. Шеллачный лак поможет сохранить результат.

Восковая патина. Находит свое применение, помимо патинирования древесины, для того чтобы подчеркнуть структуру дерева и затонировать его. Долго застывает, что обеспечивает комфортную работу своими руками. Наносить патину из воска надо, когда требуется проявить структуру материала. Чаще всего используется для мелких деталей из дуба и ясеня.

Масляная патина схожа с восковой, но более универсальна.

Особенности техники патинирования

Изначально понятие «патина» характеризовало только потемневший налет на изделиях из меди – со временем пленка окислов придавала металлу «постаревший» облик. Позже слово стало применяться для отражения винтажного вида иных материалов – дерева, бронзы, железа, гипса. В последнее время «под старину» оформляются дома, коттеджи и даже городские квартиры. Особенно стильно смотрится искусственно состаренная мебель из дерева с «антикварной» фурнитурой.

Современные технологии помогают состарить – патинировать – любые материалы. Промышленные методики сложны для домашнего применения, но в продаже есть различные патинирующие составы, которые позволяют увеличивать возраст материалов более простым способом. Они помогают имитировать естественное изменение цвета изделий путем нанесения особых покрытий. При патинировании привычные краски заменяются специализированными составами без затрагивания внутренней структуры древесины или иного материала.

Самым простым методом состаривания является втирание воска в углы, рельефные выступы, грани изделия. В итоге получается эффект «возрастных» изменений поверхности, идеально подходящий для оформления помещения в ретростиле. Подобное покрытие несет и практическую функцию – оно защищает основу от внешних воздействий, придает водоотталкивающие свойства. При неудовлетворительном результате домашнюю патину всегда можно убрать без значительного вреда для изделия.

Обработка поверхностей

Для патинирования больших по площади деревянных поверхностей – дверных створок, мебельных фасадов, стеновых панелей можно использовать несколько иную технологию старения. Подготовительные операции аналогичны выше рассмотренным, а грунтование поверхности следует проводить специальным грунтом на основе полиуретана или акрила.

После высыхания грунтовки наносят один тонкий слой краски для патинирования. Полностью просохшую окрашенную поверхность шлифуют металлизированной губкой – скотч – брайтом.

Далее поверхность протирают и вскрывают бесцветным полиуретановым, акриловым или нитролаком. Оттенок лака зависит от естественного цвета обкатываемой древесины. Для поверхностей из ореха, березы и липы применяют светлые, желтоватые лаки, для дуба, ольхи дерева венге используют более темные лаки.

Этапы проведения работ

Итак, когда мы подготовили все для работы, можно начинать. Процесс патинирования не сложный, но требует четкого соблюдения этапов и немного внимания.

Этапы технологии или пошаговая инструкция:

  • очищаем поверхность от пыли и других загрязнений;
  • наносим изолятор при помощи пульверизатора. Нам необходимо нанести максимально равномерный тонкий слой. Ручной инструмент типа кистей и валиков здесь использовать не получится;
  • после высыхания барьерного грунта следует нанести бесцветную полиуретановую основу. Высыхает этот грунт-основа около получаса;
  • проводим шлифовку при помощи металлической сетки для мытья посуды;
  • наносим патину. Методов ее нанесения несколько, каждый из них имеет свой результат на финише. Более подробно способы нанесения рассмотрим немного ниже;
  • окончательная шлифовка. В зависимости от технологии нанесения патины будет зависеть вид шлифовки;
  • вскрываем готовое изделие бесцветным лаком, чтобы надолго сохранить полученный результат. Заранее подумайте, фасад с какой поверхностью хотелось бы получить – глянцевый или матовый. Исходя из этого, подберите соответствующий лак.

Патинирование металла

Чаще всего патину наносят на такие металлические изделия, как мебельная фурнитура, мангалы, каминные решетки, декор для лестниц и оград. Искусственная патина помогает предотвратить появление ржавчины и придает изделию привлекательный вид.

Перед патинированием металл следует правильно подготовить. Сначала его обезжиривают ветошью, смоченной спиртом или бензином, затем выдерживают в 10-процентном растворе любой кислоты. Обычно металл светлеет быстро. Затем изделие промывают и просушивают.

Состаривание металла выполняется несколькими способами.

​1. Травление специальными составами

​Этот способ подходит только тем, кто дружит с химией и умеет работать с химическими веществами. Каждый состав дает определенный цвет. Например, раствор серной печени окрашивает медь в различные оттенки серого.

​2. Кузнечная патина

​Так называется порошковая патина, которая перед работой разводится по инструкции производителя. Чаще всего используется краска золотого, серебряного, белого цвета. Для работы потребуется палитра и синтетические кисти.

Процесс:

  1. Выложите немного патины на палитру.
  2. С помощью кисточки, смоченной в сольвенте, разотрите краску.
  3. Продолжайте растирать, пока кисть не станет сухой.
  4. Медленно наносите патину на изделие, касаясь поверхности только кончиком кисти. Мазки должны быть небольшими и аккуратными.
  5. Старайтесь, чтобы покрытие получилось неравномерным, были видны потертости. Дайте краске полностью высохнуть.

Процесс довольно трудоемкий, но результат будет радовать вас много лет. Совет: не набирайте слишком много краски на кисть, иначе все испортите.

​3. Поталь

​Поталь – это тончайшие фольгированные листы металла, которые буквально приклеивают на поверхность изделия.

Сделать патинирование поталью совсем несложно:

  1. Обезжирьте поверхностью изделия и нанесите акриловую краску в два слоя, дайте высохнуть.
  2. Нанесите прозрачный клей для потали и разложите кусочки фольги в нужном порядке, придавливая их кисточкой.
  3. Дождитесь высыхания и покройте бесцветным акриловым лаком.

Каким бы способом ни выполнялось патинирование, следует обязательно зачистить металл от неровностей, загрязнений, жира. Для этого его обрабатывают шкуркой, покрывают шпаклевкой и краской.

Материалы для патинирования металла

​ ​

Нанесение патины на мебель своими руками

Чтобы нанести патину на мебель, следует подготовить такие инструменты с материалами:

  1. Полиуретановую мастику и золотистую акриловую краску;
  2. Лак (лучше использовать акриловый или матовый лак);

Из инструментов нужны будут:

  1. Наждачная бумага;
  2. Поролоновая губка и мягкая ветошь;
  3. Не слишком широкая малярная кисть.

Сам процесс нанесения патины, начинается с тщательно подготовки отделываемой поверхности. Для этих целей поверхность аккуратно зачищается посредством наждачной бумаги, после чего на неё наносится один слой грунтовочного состава по дереву. Вследствие нанесения грунтовки на поверхность, образуется пленка, на которую в дальнейшем и можно будет нанести слой акриловой краски.

Когда грунтовка окончательно высохнет, на поверхность наносится краска для патинирования. Выждав около часа, поверхность не слишком сильно затирается поролоновой губкой и мягкой ветошью, после чего наносится второй слой средства для патинирования. Далее необходимо третьим слоем, вразнобой, нанести бронзовую краску на поверхность, после чего также подвергнуть её аккуратной затирки.

Заключительным этапом нанесения патины на мебель своими руками, является покрытие поверхности акриловым лаком. Лак способен защитить патину от небольших механических повреждений и от губительного воздействия влаги в процессе эксплуатации мебельных предметов.

Как видно, патина — это вполне доступная технология состаривания самых различных поверхностей, которые будет всегда уместны и оригинальны практически в любом интерьере.

Нанесение патины на древесину своими руками

Процесс патинирования несложен и вполне осуществим в домашних условиях. Для работы лучше выбирать породы дерева высокой плотности, невосприимчивые к перемене влажности, либо использовать МДФ, ДСП.

Подготовительный этап

Для начала нужно осуществить браширование – обнажение твердых волокон древесины перед патиной, тонировкой, лакированием. Метод воспроизводит естественное старение дерева, но в ускоренном темпе. Поверхность обрабатывается металлической щеткой или крупнозернистой наждачной бумагой, в результате чего жесткие волокна удаляются. Затем основание протирается обезжиривающим составом. Под акриловые краски или для морения дерево не брашируется, а только очищается от всевозможных загрязнений. Если на поверхности уже есть лак или иное покрытие, его надо снять при помощи наждачной бумаги.

Плиты ДСП, МДФ обладают однородной структурой, в отличие от древесины, поэтому их подготовка имеет особенности

Для придания потертости поверхность можно осторожно обработать мелкой наждачкой, но самой эффективной является более сложная технология:

  • нанесение барьер-грунта для усиления адгезии верхнего слоя плиты к патине;
  • после высыхания – наложение полиуретановой грунтовки, которая станет основой для патины;
  • шлифовка созданного покрытия наждачной бумагой для воспроизведения древесной структуры;
  • собственно патинирование.

Нанесение патины при помощи морилки

Морение идеально подходит для мебели, выполненной в классическом стиле. Цвет изделий станет более темным, чем являлся изначально. Порядок работы таков:

  1. На фасады нанести морилку на водной основе, покрывая детали целиком. Можно выбрать любой цвет – орех, красное дерево, дуб, бук или иной.
  2. Мягкой губкой стереть часть состава таким образом, чтобы придать эффект состаривания (в основном, со средних зон). Кайму, резьбу, элементы фрезеровки, трещины при этом надо оставить более темными.
  3. Дать составу высохнуть, потом нанести второй слой морилки похожего оттенка, но не на водной, а на спиртовой основе.
  4. По мере высыхания средства выполнить слой шеллака. Если нужно усилить винтажный вид, можно дополнительно стереть античный воск.

Классический способ

Классическое патинирование основывается на применении акрила, воска, битума, масла. Нужно подобрать материал подходящего тона – древесного, металлического или обычного. Технология напоминает простую покраску. Вначале на основание наносится слой материала для патинирования, затем его излишки стираются или растушевываются более тщательно. Второй слой в этом случае выполняется при помощи шеллака.

Также стандартная технология может подразумевать такие действия:

  • нанести патину темного оттенка;
  • дать средству немного подсохнуть, сделать еще один слой материала более светлого тона, чтобы подчеркнуть темные поры;
  • вместо светлого тона можно взять золотой или серебряный, если речь идет о мебели в классическом стиле;
  • по мере высыхания отшлифовать основание мелкой наждачкой для создания эффекта потертости;
  • закрепить результат шеллаком или акриловым лаком, выбрав матовый состав.

Техника кракелюр

Данная техника позволяет «прорисовать» сеть трещин на поверхности изделия, чем обеспечивает усиленный декоративный эффект. Для кракелюра используют специальный лак с одноименной пометкой на упаковке, который способен растрескиваться после высыхания. Порядок действий будет таким:

поверхность обрабатывают грунтовкой, щетку и наждачку не применяют;
наносят лак для кракелюра, подбирая нужный по цвету состав (если он прозрачный, можно первым слоем наложить акриловую краску, а затем лак);
выполняют очень тонкий слой матовой краски на водной основе, действуя осторожно, чтобы не испортить фактуру.

При необходимости трещинки можно затереть битумной мастикой с целью их затемнения, но только после полного высыхания покрытия (через 1–2 суток). При растрескивании пленки изделие обретет состаренный вид. Для закрепления результата допустимо нанести слой шеллака.

Искусственные потертости

Данный способ хорошо подходит для дерева и МДФ, прекрасно сочетается с техникой декупажа:

  • краской для патинирования темного тона окрашивают поверхность изделия;
  • после высыхания края, резные элементы покрывают слоем парафина;
  • наносят на предмет второй слой патины более светлого оттенка или тона «металлик»;
  • производят шлифовку поверхности наждачной бумагой;
  • покрывают изделие морилкой или воском, либо прозрачным матовым лаком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector