(+55 фото) браширование древесины

Браширование древесины своими руками: как осуществляется процесс

Жители современных городов все чаще в декоре помещения отдают предпочтение стилям с ярко подчеркнутой индивидуальностью: классическому, винтажному, деревенскому и кантри.

Одним из модных материалов, используемых в отделке любых по предназначению помещений, является состаренное дерево

Главной деталью таких интерьеров является дерево. Благодаря этому материалу дизайн помещения приобретает уникальность и неповторимый шарм. Но для классического и винтажного стиля не подойдет дерево в первозданном естественном виде. В данном случае лучше всего подходит состаренное дерево, которое имеет более привлекательный и благородный внешний вид. Такое материал подходит для изготовления любого элемента декора: винтажного светильника, деревянного комода, стильных дверей и оконных рам, облицовки камина.

В природных условиях процесс состаривания дерева затягивается на десятки лет, поскольку оригинальные узоры на поверхности древесины формируются медленно и неравномерно. Поэтому этот материал редкий и дорогой. Но среди современных технологий есть простой и быстрый способ искусственного старения дерева. Этот процесс называется брашированием. Интерес к этому методу проявляют не только любители элитной винтажной мебели, но и желающие разнообразить внутренний интерьер загородных домов.

Состаривание древесины своими руками (браширование) – декоративная технология обработки деревянных изделий, в процессе которой для обычной деревянной поверхности создается искусственный эффект старины. Метод получил свое название от английского слова brush – щетка. Также процесс состаривания называют структурированием древесины.

Особая тонировка позволяет выразить эффект патины, когда основная древесина окрашивается в один тон, а поры дерева в совершенно другой

Метод искусственного браширования основан на разнице в твердости слоев, из которых состоит древесина. В процессе работы происходит удаление мягкого светлого слоя. В результате участки становятся рельефными, что придает материалу особенный вид, присущий лишь довольно старым деревьям.

Глубина браширования доски зависит от ее предназначения. Если необходимо создать эффект глубокого старения, то глубина неровностей и шероховатостей может быть до 2-3 мм. Не рекомендуют для пола глубокий рельеф древесины, иначе покрытие будет сильно пачкаться и плохо отмываться. Оптимальная глубина составляет 0,5-0,8 мм.

Методы состаривания дерева: основные сведения

Для структурирования древесины используются специальные инструменты и методики. В основе лежит механическая обработка дерева с помощью специальных металлических щеток, которые удаляют верхние мягкие волокна. Благодаря этому твердая поверхность просматривается отчетливее, формируя красивый рельеф. Но это далеко не весь процесс обработки дерева.

Браширование применяется только для наиболее прочных пород древесины

Чтобы подчеркнуть внешний вид и сделать структуру более отчетливой, материал покрывают специальными красками, имеющими естественные оттенки. Окрашивание осуществляется неравномерно: впадины приобретают более темный цвет, а поверхность фактуры – светлый. Это делает рельеф заметнее.

Дерево с мелковолокнистой и нечетко выраженной структурой лучше не использовать, поскольку метод браширования малоэффективный для таких пород. Не подходят для состаривания такие деревья:

  • бук;
  • клен;
  • ольха;
  • вишня;
  • береза;
  • тик.

Используя технику браширования можно в итоге получить дерево совершенно необычной окраски

Для состаривания древесины подходят как мягкие, так и твердые породы дерева. Главное требование заключается в том, чтобы у материала была четко выражена фактура и просматривались слои с разной твердостью. Лучше всего брашировка древесины выполняется над такими породами:

  • сосна;
  • дуб;
  • ясень;
  • орех;
  • лиственница;
  • венге.

Именно правильное использование красителей позволяет добиться нужного эффекта старины

Технология состаривания позволяет создавать необычные фактуры, которые подходят для интерьеров разных стилей. Структурированная древесина используется для создания элементов декоративной отделки, мебели, полов. Брашированная мебель выглядит уникально и очень красиво.

Используемые для браширования инструменты

Щетки

Первичная обработка древесины проводится щетками. Выбирая ручную щетку необходимо приобрести с самой твердой, металлической щетиной. При необходимости некоторые ее подрезают при помощи болгарки, это позволяет металлический ворс сделать более твердым.

Для получения продольных углублений иногда используют и стамеску. А придать выразительности рисунку помогает наждачная бумага с крупнозернистой поверхностью. Обрабатывают щетками подсушенную древесину, так на влажной волокна в процессе зачистки будут приподниматься.

Для черновой очистки поверхности деревянной заготовки часто используется болгарка. При этом в начале обработки используют насадки с металлическим ворсом, а в конце с медным. Выпускается и специальная насадка «Пиранья», она представляет собой абразивно-полимерную щетку.

Эта насадка позволяет удалить мягкие волокна, а твердые оставить, что значительно облегчает подготовительный этап браширования. Помимо болгарки для удаления мягких волокон может использоваться и дрель. Щетки покупают в зависимости от используемых инструментов – для болгарки и дрели они различаются по размерам.

Станки для состаривания

На производственных предприятиях весь процесс старения древесины будет занимать короткий отрезок времени, если будут использоваться специальные станки. Комплектация подобных автоматических станков представлена сразу несколькими устройствами.

Они позволяют за несколько минут провести черновую обработку древесины, шлифуют ее, удаляют мелкие волокна. При необходимости на производствах используются и специальные приспособления для окраски и полировки древесины.

Автоматизация работы помогает добиться простоты изготовления состаренной древесины, при этом практичность материала можно оценить на пять баллов.

Для самостоятельной работы с деревом специальные станки имеет смысл приобретать только в том случае, если предполагается большой объем работы с деревом. На рынке представлено немало моделей, выпускаемых специально для браширования деревянных заготовок.

К самым популярным из них относят:

  • Зачистной фрезер FESTOOL RUSTOFIX RAS 180. К нему прилагается стальная щетка для первого этапа обработки дерева. Также в комплекте есть щетка для промежуточного шлифования и щетка из сизаля для полировки.
  • Для браширования подходит машинка для шлифовки Makita 974. В комплекте с ней идет нейлоновая, абразивная щетка. При использовании этой машинки возникают определенные трудности при обработке углов.
  • Шлифмашинка Felisatti AGF 110/1010E предназначена для обработки ровных и неровных поверхностей. В комплекте к этому устройству идут нейлоновые и металлические щетки.

Выбирая шлифмашинку необходимо учитывать удобство ее использования и возможность приобретения подходящих по конструкции к этим устройствам щеток.

Принцип работы щеточного станка для старения древесины sl-6352:

Как правильно брашировать дерево

Порядок выполнения процедуры состаривания древесины для ручного и механизированного способа одинаков

Важно выбрать правильную скорость вращения машинки или приспособиться к равномерному движению щетки. Так как брашировать дерево с высокой скоростью движка нежелательно, можно запечь древесину и получить брак, исправить который уже невозможно

Перед началом работы доску рекомендуется пропустить через рейсмус или проработать шлифмашинкой. Этапы состаривания досок:

Заготовку необходимо сбрызнуть водой, чтобы уменьшить количество пыли. Затем приступают к основному процессу. Инструмент механический, электрический или ручной перемещают вдоль расположения волокон, размеренными движениями. Для каждой породы древесины опытным путем подбирают свой темп и режим работы
Важно тщательно выскоблить дощечку и удалить все мягкие волокна.
Далее браширование дерева своими руками продолжают выполнять щеткой с синтетической щетиной. Шлифовку нужно выполнять в таком же порядке, как делалась жесткая обработка – движениями вдоль волокон дерева
После шлифования будет заметен первичный результат обработки. Если глубина бороздок покажется недостаточной, то процесс можно повторить

Главное, не перестараться, так как брашировать доску следует осторожно и аккуратно. В это же время можно сделать дополнительное декорирование

Используя стамеску, создать искусственные трещинки и бороздки, подчеркивающие природную деревянную структуру.
Окончательную шлифовку выполняют щеткой с мягкой щетиной или, если работа выполняется вручную, наждачной бумагой с самым мелким зерном. Главное сделать так, чтобы поверхность заготовки получилась абсолютно гладкой. Этим действием дощечку готовят к окончательной отделке. По завершении шлифовки заготовку надо очистить от пыли и просушить.
Финишный этап – это придание изделию налета старины, изящества, благородства. Здесь пригодится художественный талант, у кого он есть. Для этого используют морилку разных оттенков, позолоту, посеребрение. К примеру, если дощечку буквально залить морилкой и сразу удалить лишнее, то мягкие ткани древесины впитают ее и потемнеют, а твердые так и останутся светлыми. Получается очень красивый эффект.
Процесс окрашивания заканчивается еще одним циклом полировки, после высушивания краски.

Покрытие лаком брашированной древесины выполняют в последнюю очередь, когда ее внешний вид полностью соответствует ожидаемому результату. Но перед этим заготовку необходимо тщательно высушить.

Иногда, в целях ускорения процесса и облегчения труда, для брашировки используют кислоты, щелочи и другие химические препараты, разъедающие дерево. Стальные щетки в этом случае не нужны. Состав наносят на поверхность доски, затем смывают его, и так несколько раз. Такая работа большого удовлетворения не принесет, а вред от нее большой. Работать с химикатами следует в защитных средствах и на открытом воздухе.

Раскройка

Подготовка лаг для настила пола фанерой.

Прежде всего следует произвести раскрой фанерных листов в соответствии с размерами комнаты, в которой планируется выровнять пол

Важно обратить внимание и на размер демпферных швов: следует оставить по 4 мм между листами и по 1 см возле стенок. Если этого не сделать, перепады влаги могут привести к вспучиванию поверхности. После раскроя нужно проверить торцы заготовок, чтобы убедиться в том, что на них нет дефектов или расслаиваний

Испорченную фанеру не рекомендуется использовать, потому лучше ее заменить

После раскроя нужно проверить торцы заготовок, чтобы убедиться в том, что на них нет дефектов или расслаиваний. Испорченную фанеру не рекомендуется использовать, потому лучше ее заменить.

После этого листы укладываются на пол из дерева в порядке, в котором они будут закрепляться. Не нужно стыковать 4 угла. Фанерные листы укладываются практически так же, как выполняется кладка кирпичей.

Далее нужно будет пронумеровать фанеру. Ориентируясь на стыки между фанерой, надо отметить места размещения лаг и убрать заготовки. Стыки листов должны прийтись на средину каждой лаги.

Что такое фанера?

Если говорить просто, то фанера это много слоев тонкой древесины, которые склеены между собой, в результате мы получаем материал большей толщины.

Вы скажете, зачем это надо, взял доски или мебельный щит и все дела. Но использование подобных материалов имеет минусы. Древесина реагирует на изменения окружающая среды и в особенности на влажность. Во влажных условиях дерево принимает влагу и расширяется. Когда становится сухо, влага уходит из древесины и доска усыхает, изменяется её ширина, толщина.

У фанеры нет таких проблем, тонкие слои древесины склеиваются под углом 90 градусов друг к другу, что придает фанере стабильность размеров и одинаковую прочность во всех направлениях.

Рис. 2. Слои фанеры

Кроме фанеры состоящей только из слоев тонкой древесины, есть фанера с сердечником из других материалов, таких как МДФ или композитные материалы.

Рис. 3. Различные типы внутренней «начинки» фанеры

Монтаж кухни

Итак, наши изделия собраны, теперь пора приступать к монтажу кухни.

Настенный ряд

Настенный ряд шкафчиков в настоящее время принято навешивать не на обычные глухие петли, а на специальные мебельные петли с крючком, которые цепляются за металлическую планку-профиль, прикрученную к стене. Преимущество таких петель в том, что уже вывешенный на профиль шкафчик можно будет регулировать как по высоте, так и по глубине, что очень удобно, для выставления фасадов соседствующих шкафчиков в одной плоскости. 

Навешиваем шкафчики верхнего ряда и при помощи отвёртки регулируем петли вверх-вниз, вперёд-назад так, чтобы фасады соседствующих шкафчиков находились в одной плоскости, а сами шкафчики висели по уровню.

Нижний ряд

Плотно составляем шкафчики напольного ряда, регулируем их по высоте (закручивая/откручивая ножки) и стягиваем межсекционными болтами.

Накрываем шкафчики столешницей и снизу через царги (поперечные планки) фиксируем столешницу саморезами. Можно прибегнуть также к помощи уголков.

На столешнице размечаем места для встраивания мойки и варочной поверхности, сверлим сквозное отверстие для того, чтобы можно было вставить лезвие лобзика и вырезаем куски столешницы.

Отверстия столешницы покрываем слоем силиконового герметика, а также наносим герметик на лицевую сторону столешницы по краю отверстия. Вставляем мойку и удаляем резиновым шпателем выдавленные излишки герметика. То же самое нужно проделать и для варочной поверхности, но только необходим термостойкий герметик.

Нижний ряд в сборе. Столешница на правом ряду плотно подогнана к окну.

Ну а вот как это выглядит всё вместе.

Монтаж кухонного потолка и барной стойки

Следующим этапом работ стал монтаж кухонного потолка и барной стойки. Кухня небольшая, пространства на ней не много, поэтому выбор был сделан именно в пользу барной стоечки, а не традиционного стола, место для которого оставалось только у входа комнату, что, согласитесь, вообще неудобно.

Специально для потолка было вырезано четыре детали из ДСП (того же, из которого собирались шкафчики). Две детали были сделаны с закруглением, которые должны будут стать завершением потолка. К стене детали крепились при помощи утолщённых уголков и саморезов, но основная масса потолка легла на шкафчики верхнего ряда. Ничего сложного.

Для барной стойки был вырезан кусок такой же эггеровской столешницы размерами 2000х400 мм, край которого тоже сделан с радиусом. Получилось, что стойка и элемент потолка над ней имеют идентичные размеры.

В столешнице сверлим отверстия (14х170) и сажаем их на скрытые полкодержатели, предварительно закреплённые по свободной стенке.

Обычно рекомендуемая высота установки барной стойки равна примерно 1100 мм от пола, но у меня вышло немного выше. Высота моей стойки была подогнана так, чтобы в свободное пространство между ней и напольным рядом смогла поместиться микроволновка. Получилось как-то так.

Чуть позже над стойкой и под ней появятся рейлинговые трубы с различными крючочками, баночками для специй и лоточками

Ну и завершила всю композицию стойка/потолок 50-я хромированная труба с держателем для бокалов и полочкой для фруктов. Под стойкой на трубе установил держатель с крючками для полотенец.

Пока ехали заказанные барные стулья, я немного апгрейдил стену над стойкой изготовив для неё самую дорогую картину, которую только мог.

Ну и вот что из этого, собственно, получилось. На своём месте уже рейлинговые трубы с крючками, плюс в потолок были врезаны светильники и добавлен ещё один держатель для бокалов.

Преимущества

Принцип выравнивания деревянного пола фанерой по регулируемым лагам.

Есть смысл использовать для выравнивания полов именно фанеру, потому что она имеет следующие преимущества:

  1. Невысокая стоимость.
  2. Соседние слои располагаются перпендикулярно, потому фанерные листы будут иметь хорошую прочность по всем направлениям.
  3. Производятся листы фанеры больших размеров, что дает возможность выполнять ускоренную установку на больших площадях.
  4. Листы фанеры могут хорошо гнуться, при этом они не будут ломаться.
  5. Листы фанеры достаточно легко транспортировать.
  6. Подобные листы неприхотливы в использовании.

Технология браширования

Браширование проводится металлическими щетками и может выполняться разными способами. Чаще всего используют два метода: в первом вычищают волокна простой щеткой вдоль доски, такая работа обычно выполняется полностью вручную, во втором способе щетка представляет собой насадку для шлифовальной машинки, внешне напоминает металлическую щетку для мытья посуды с волнистой структурой. Так выскабливание волокон получается одной глубины, в отличие от первого способа, где вручную всегда погрешность выше.

Браширование обычно выполняют в один этап, либо в два, с промежуточной очисткой поверхности. Если браширование одинарное — поверхность более ровная, на ощупь едва заметна обработка. Двойное браширование более глубоко вычищает мягкие волокна. Как именно обработана та или иная модель паркета производители в рекламных материалах не пишут, но на ощупь разницу можно почувствовать. Дело, скорее в целесообразности, иногда дизайн более гармоничен с более глубоким брашированием, иногда — нет, в стоимости значительной разницы нет, т. к. операция занимает не так много времени. Браширование древесины доступно не только в заводских условиях, поэтому в принципе можно так обработать любой паркет без защитного покрытия

Важно только помнить, что не каждое дерево можно обработать и не на каждой породе это будет смотреться изящно. Так, брашированию подвергают только породы с ярко выраженными волокнами, например дуб, ясень, вяз, орех, венге, мербау и ряд других

Никогда не применяют браширование для тика, бука, клена, и большинства твердых экзотических пород.

Какое дерево использовать

Суть браширования заключается в более ярком проявлении фактуры древесины, её природного рисунка. Достигается это за счёт создания рельефной поверхности, из которой удаляются мягкие волокна, а твёрдые, наоборот, остаются. Отсюда первая очевидная истина: волокна разной плотности в древесине должны быть.

Поэтому для браширования не годятся породы с равномерной плотной структурой, такие как клён, бук, ольха или тик. Но это не значит, что твёрдое дерево не может быть состарено брашированием. Например, при обработке дубовых досок достигается весьма занятный эффект: появление тонких рваных царапин, что при правильном окрашивании делает такие изделия очень ценным декором.

Наилучшим образом после браширования выглядят хвойные породы. Наиболее распространённая сосна имеет небогатую текстуру, и рисунок после обработки вряд ли кого-то удивит. А вот в ели и лиственнице проявляются по-настоящему неповторимые узоры.

Любое дерево для браширования должно быть качественно отстрогано и избавлено от любого рода дефектов и пороков, браширование их не устранит. Влажность древесины в идеале должна быть 10–12%, но в любом случае не более 15%, иначе волокна будут рваться и обильно образовывать мелкий ворс.

Основные этапы браширования деревянных заготовок

В целом технология браширования доступная, выполнить сможет каждый, кто умеет пользоваться столярным инструментом. Залогом качественной работы является правильный выбор древесины и наличие необходимого инструмента.

Производственный процесс браширования дерева состоит из следующих этапов:

  1. Начальный этап – зачистка. Подсушенное дерево подвергается очистке щёткой по металлу. Для снятия верхнего слоя с мягкими волокнами подойдёт также крупнозернистая наждачная бумага.
  2. Шлифование – выполняется с помощью полимерной щётки или другого абразива с целью удаления отслоённых волокон. С такой задачей справится также крупнозернистая наждачная бумага, если предварительно использовалась металлическая щётка.
  3. Покрытие древесной поверхности, прошедшей обработку, морилкой или другими красителями, которые помогут выделить структуру дерева.
  4. Полировка – выполняется специальным ворсовым диском или самой мелкой наждачной бумагой.
  5. Покрытие лаком – проводится неоднократно. Каждый новый слой наносится после полной просушки предыдущего. Количество прослоек определяется цветовым фактором. Для получения красивого насыщенного тона рекомендуется покрыть поверхность не менее 3-4 раз.

    С помощью ручной обработки эффект старины получается высокого качества. Щётки разной жёсткости снимают последовательно волокна до того момента, пока не получится красивый рисунок древесной структуры.

    Для начала стоит подготовить инструмент и материалы. Помимо самого дерева понадобятся:

    • наждачная бумага разной степени зернистости;

    • комплект щёток для браширования;

    • морилка (для получения красивого оттенка нужно использовать несколько цветов покрытия);

    • прозрачный лак, предназначенный для деревянной поверхности.

    Этапы браширования ручным методом:

    • сбрызнуть водой дерево для снижения образования пыли в воздухе;

    • размеренными движениями, двигаясь по направлению вдоль волокон, начать зачистку поверхности самой грубой щёткой (интенсивность работы подбирается индивидуально в зависимости от породы дерева);

    • снова распылить немного воды и повторить обработку, но уже синтетической щёткой;

    • если волокна плохо отделяются от основы дерева, необходимо провести обжиг поверхности с последующей зачисткой щёткой средней жёсткости;

    • провести шлифовку с помощью мягкой щетины или самой мелкой наждачной бумаги;

    • нанести на древесину морилку щедрым слоем, удалив сразу излишки;

    • повторить окрашивание с помощью того же тона или более насыщенного (это поможет получить разнооттеночную поверхность);

    • просушить дерево;

    • нанести защитный слой, используя прозрачный лак (для создания выразительной текстуры и надёжной защиты рекомендуется повторить 1-2 раза обработку лаком).

    Снизить трудоёмкость процесса поможет использование специальных химических веществ (кислот, щёлочи и др.). Но агрессивная среда сильно разрушает древесину, получить желаемый эффект не всегда удаётся, особенно, если ранее не было опыта применения химикатов. Поэтому при попытке впервые создать брашированную поверхность рекомендуется выбирать ручной метод.

Красивые примеры отделки в интерьере

Чтобы понять как правильно использовать необычный материал для максимально гармоничного вливания в интерьер, можно обратиться к примерам фотогалереи.

Стильное решение для потолка. Светлые стены смягчают восприятие темного тона вагонки.

Удачное решение для отделки потолка спальни. За счет светлого оттенка и балок потолочная композиция смотрится легко и естественно.

Разделение функциональных зон посредством цвета.

Интересное решение для спальни. Придание вагонке видимости обоев за счет покраски досок разными оттенками.

Разделение комнаты на две функциональные зоны. Уместное акцентирование обеденной зоны с поддержкой одинакового оттенка предметов мебели гостевого и кухонного пространств.

Комбинирование настенной и потолочной отделки с выделением кухонного пространства смотрится красиво и стильно. Использование белого цвета наполняет комнату светом и уютом.

Оригинальный подход к оформлению компактной гостевой зоны. Использование светлых тонов массива вносит в интерьер ощущение благородства и высокого статуса.

Еще один пример дозированного подхода к оформлению стен и потолка. Выбор разного цвета позволяет смягчить восприятие обилия отделки.

Оригинальный дизайнерский прием выделения, отличающийся яркостью и динамикой. Акцентирование зоны отдыха.

Шаг, который может себе позволить хозяин просторного дома. Необычный цвет окрашенной вагонки с переходом обшивки на акцент гостиной вносит в интерьер особые ноты.

Оригинальное решение для прихожей. Частичная обшивка стен вагонкой и светлый оттенок делают входное помещение особенным.

О том, как выбрать сорт и размер вагонки, смотрите в следующем видео.

Какие инструменты и материалы необходимы для работы

Если вы решились самостоятельно состарить буфет, стул или каминную доску, то предварительно подготовьте набор инструментов. Для работы в технике браширования понадобятся:

  • наждачная бумага разной зернистости (крупнозернистая подойдет для черновой обработки, мелкозернистая — для финишного полирования поверхностей);
  • две-три металлические щетки разной степени жесткости;
  • морилка (для придания отдельным элементам дополнительной декоративности);
  • краски для тонировки ;
  • лак матовый или глянцевый для финишной отделки.

Покрытие лаком

При больших объемах работы используют зачистной фрезер, который автоматизирует большинство процессов состаривания. Сменные насадки позволяют выполнять шлифование, полирование, браширование поэтапно.

Использование электроинструмента ускоряет процесс браширования

При ручной работе изделие выглядит более эстетично, смотрится словно штучный товар.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector