Одношаговый кракелюр

Выбор тарелки

Тарелки для декупажа в большом ассортименте продаются в специальных магазинах. Для искусства росписи можно использовать блюдца любой формы — квадратные, треугольные и круглые. Поверхность предметов может быть как гладкой, так и гофрированной. Выполнены тарелки могут быть не только из стекла, но и из фарфора либо керамики. Для пробной попытки лучше всего остановить свой выбор на обыкновенной пластиковой тарелочке белого цвета и круглой формы.

Декупаж тарелок подразумевает использование в работе следующих инструментов и материалов:

  • салфеток с рисунком. В отделах для рукоделия можно купить специальные салфетки для декупажа. Однако за неимением специального материала под рукой можно обойтись обыкновенной салфеткой, которая, в свою очередь, не разделяется на слои;
  • кисточек;
  • ПВА или акрилового клея;
  • ножниц;
  • лака;
  • спирта для обрабатывания поверхностей;
  • масляной золотистой краски;
  • грунтовки;
  • акриловых красок двух цветов: жёлтого и белого;
  • кракелюра.

После того как материалы для работы подготовлены, стоит определить вид декупажа для работы. Он может быть прямым и обратным. При прямом узор может накладываться на внутреннюю поверхность изделия, а обратный предполагает формирование рисунка на внешней стороне тарелки.

Двухшаговый кракелюр


Мастер-классы по этой технике чуть сложнее, чем предыдущие. Для работы понадобится акриловый лак, кисти художественные, гуммиарабик (вязкая жидкость, твердеющая на воздухе), шеллак (природная смола), битум, золотая или серебряная пудра. Нанесение кракелюра состоит из следующих этапов: • Очищенную поверхность предмета покрывают 2 слоями акрилового лака. После его высыхания на него обильным слоем наносится шеллак. Чем толще он будет, тем крупнее и грубее будут трещинки. Для получения едва заметной ажурной сеточки достаточно будет тонкого слоя шеллака. При нанесении этого вещества следует избегать возможных подтеков, поскольку эту ошибку практически невозможно исправить.

• Когда поверхность шеллака слегка подсохнет, но будет все еще липкой, сверху на нее густым слоем наносят гуммиарабик (консистенция жидкой сметаны). Легкими движениями подушечек пальцев это вещество растирается по всей поверхности. Примерно через 3 минуты гуммиарабик начнет прилипать к рукам. В это время «массажные» движения необходимо прекратить.

• При высыхании гуммиарабика на поверхности будут образовываться трещины. Для их подчеркивания в них втирается битум. Затем по трещинам наносят золотистую или серебристую пудру.

• Готовое изделие покрывается финишным лаком.

Однокомпонентный кракелюрный лак: порядок нанесения на поверхность

Термином «кракелюр», который произошел от французского слова «craquelure», обозначают трещинки на поверхности, присутствие которых придает ей налет старины. Сама методика создания подобного эффекта носит название «кракле». Кракле часто используют в тех случаях, если поверхность предмета надо искусственно состарить. Подобный способ нередко применяют в технике декупажа, а также для реставрации мебели и различных предметов быта.

Добиться эффекта старины на поверхности можно, используя специальные кракелюрные лаки. Однокомпонентный кракелюрный лак – одна из разновидностей лака, которая применяется для одношагового кракелюра. Для того чтобы состарить поверхность с помощью данного средства понадобятся следующие материалы: акриловая краска, поролоновая губка или кисть, а также сам лак, который есть разных производителей. Перед началом работы с кракелюрными лаками обязательно прочитайте инструкцию. Для илюстраций я использую средство для создания кракелюра «Хобби-Лайн», производитель Кройль, Германия.

Процесс работы в технике кракелюра с использованием однокомпонентного лака начинается с того, что на очищенную поверхность наносят слой акриловой краски. Следует учитывать, что именно ее цвет после окончания всех этапов работы будет виден сквозь образовавшиеся трещины. Если же цель работы показать неокрашенный вид обрабатываемой поверхности, то можно сразу же приступать к покрытию ее лаком. Однокомпонентный каркелюрный лак накладывают достаточно густым слоем, но только после того как краска хорошо высохнет. Новичку в этом деле для данного процесса лучше всего использовать поролоновую губку, так как кисть, как правило, более удобна для профессионалов.

После того, как лак подсохнет (лак не берётся на палец, но остаётся немного липким), на него наносится еще один слой краски, на котором по истечению нескольких минут появляются трещинки. Форма и размер трещинок зависит от толщины нанесённого лака. Также имеет значение направление нанесения краски. На фото внизу краска нанесена кистью в одном направлении.

Если краску наносить неширокой кистью в разных направлениях, то получится такая поверхность:

На поверхность нанесена краска с помощью поролоновой губки. Слева на фото — кракелюрный лак не очень подсох и лип к пальцам, а справа — подсох больше и картинка на поверхности изменилась после нанесения краски.

Заключительный этап работы – дополнительное покрытие поверхности обычным акриловым лаком, который защитит ее и придаст обрабатываемому объекту законченный вид. Но не каждый кракелюр можно покрывать акриловым лаком.

Итак, подведём итоги.

1.Порядок получения кракелюра на поверхности такой: нанесение краски на поверхность — полное высыхание краски — нанесение кракелюрного лака — высыхание лака до отлипа — нанесение краски.

2.Первый и второй слой краски должны быть контрастны по цвету, чтобы четко проявились трещины.

3.Краску, которая наносится на кракелюрный лак, берём только матовую. Глянцевая краска и металик не дадут нужного эффекта трещин.

4. Нанося второй слой краски, не проводить кистью дважды по одному и тому же месту.

5.От толщины нанесённого кракелюрного лака будет зависеть размер трещин на поверхности. Чем влажнее лак, тем крупнее трещины.

Если планируете использовать однокомпонентный кракелюр в декупаже, то сначала наносится тёмная краска, потом однокомпонентный кракелюр, дальше светлая краска и салфетка.

При обратном декупаже на стеклянную поверхность с обратной стороны приклеиваем салфетку лицевой стороной вниз.

Когда клей хорошо высохнет, наносим однокомпонентный кракелюрный лак, который также просушиваем до отлипа (он должен быть липким, но не оставаться на пальцах).

На кракелюрный лак наносим светлый акрил. Светлый цвет проявит рисунок на салфетке. Хорошо просушиваем.

Теперь наносим акрил того цвета, который хотим видеть сквозь трещины с лицевой стороны изделия.

В данном примере сквозь трещины просвечивается коричневый акрил.

Одношаговый кракелюр – это удобный и довольно быстрый способ добиться визуального состаривания, он отлично подойдет для тех, кто впервые работает в подобной технике.

Примеры использования однокомпонентного кракелюрного лака.

Создавайте шедевры своими руками для семьи и друзей с сайтом «Домашний Декор»

Ошибки, которых лучше избежать в одношаговом кракелюре


Следуйте инструкциям для избежания ошибок

Ошибки в подготовке основы

  • Пористая основа впитает в себя кракелюрный медиум, который не сможет дать полноценных трещинок в последующем красочном слое.
  • На основу наносится только один, тонкий или неравномерный, слой грунтовки или акриловой краски.
  • Составы наносятся грубой (щетинной) кистью.
  • Качественно подготовленное основание (дерево, гипс, пластик, керамика и проч) — это поверхность с двумя слоями акриловой краски или грунтовочного состава.
  • Если вы хотите оставить цвет и фактуру основы, можно покрыть ее прозрачным отделочным лаком с глянцевым или матовым эффектом.
  • Каждый слой средства, нанесенный на основу, нужно хорошо просушить.

Нанесение кракелюрного медиума (состава)

Как правило, все кракелюрные составы, независимо от цены и производителя, позволяют получить эффект растрескивания. Делают они это каждый по-своему, и к работе с каждым из них нужно немного привыкнуть. Тем не менее, есть общие правила работы.

Типичные ошибки:

  • Кракелюрный лак-медиум перед работой не перемешан или перемешан слишком сильно и содержит множество пузырьков воздуха.
  • На основу наносится неравномерный слой кракелюрного лака (если непреднамеренно, то это считается ошибкой).
  • Состав наносится грубой, например, щетинной кистью, оставляющей «бороздки».

Правила:

  • Перед применением нужно состав хорошо перемешать (для равномерной консистенции) и немного подождать (пока исчезнут возможные пузырьки воздуха).
  • Наносят состав плоской синтетической кистью (для ровного, без «бороздок» покрытия). Тонкий слой средства даст мелкие трещинки, толстый — крупные. Неравномерный слой даст разные по размеру трещинки.
  • Если состав нанесен только на отдельные части работы, то и кракелюр появится только в этих местах.
  • Движения кисти направлены в одну сторону, состав наносится на поверхность за один раз.

Нанесение акриловой краски

Это, пожалуй, самый тонкий момент во всей работе. Именно от времени наступления этого этапа, точности и равномерности нанесения краски зависит окончательный вид работы по созданию трещинок.

Типичные ошибки:

  • Краска наносится слишком рано, то есть когда кракелюрный лак еще недостаточно подсох (он и липнет, и пачкается).
  • Краска наносится слишком поздно. Для разных составов это разный срок (нужно смотреть описание).
  • Краска наносится в хаотичных направлениях (если не предусмотрено по задумке).
  • Краска наносится не «за один проход», а накладывается на еще непросохший слой повторно или «возится» кистью туда-сюда.
  • Используется грубая или, наоборот, слишком мягкая (не упругая) кисть.

Правила:

  • Краска наносится в тот момент, когда кракелюрный лак перестает при дотрагивании до него пачкать палец, но все еще липнет.
  • Для получения крупных и грубых трещин краску можно наносить немного раньше срока, делая уверенные пастозные мазки.
  • Для ускорения высыхания средства можно применить теплую струю фена.
  • Краской должны быть покрыты все участки с кракелюрным лаком.
  • Наносить краску нужно строго в один слой (не возить кистью по одному и  тому же месту).
  • Движения кисти направлены в ту же сторону, что и при нанесении медиума (если иное не предусмотрено задумкой).
  • Состав наносят плоской синтетической кистью (для ровного, без «бороздок» покрытия).
  • Тонкий слой краски даст более тонкие и изящные трещинки, толстый — крупные и глубокие. Неравномерный слой даст разные по размеру и виду трещинки.

Сушка одношагового кракелюра

Совершить ошибку на данном этапе довольно сложно. Для ускорения конечного результата возможны два варианта: ждать, пока все произойдет само, или ускорить процесс образования трещин при помощи теплой струи строительного фена (подойдет и фен для волос).

Правила:

  • Трещинки начинают проявляться практически сразу, особенно, если составы нанесены тонким слоем.
  • Сначала проявляются большие трещинки, потом они продолжают расти и, как правило, покрываются сеткой более мелких трещинок.
  • Процесс нагревания ускоряет этот процесс.

Мастер-класс

Декупируем и покроем трещинками тарелочку, получится вот такая красота.


Тарелка в технике однофазного кракелюра

Нам понадобятся материалы:

  • керамическая тарелка, подходящая для кракелюра в декупаже, мастер-класс которого мы сейчас рассматриваем;
  • салфетки для декупажа;
  • акриловые краски двух цветов;
  • кракелюрный лак для фарфора и керамики;
  • клей с блестками;
  • декупажный клей или ПВА;
  • финальный лак (матовый или глянцевый);
  • ножницы;
  • кисть;
  • кусочек поролона;
  • резиновые перчатки.

Процесс изготовления:

1. Вырезаем из салфетки мотив для декупажа.

2. Наносим кистью на тарелку краску того цвета, который будет базовым. Подождите пока слой высохнет при комнатной температуре.

3. Поверх краски накладываем кракелюрный лак, затем высушиваем его.


На поверхность тарелки нужно нанести акриловую краску базового цвета, а затем специальный лак

4. При помощи кусочка поролона покрываем лакированный слой акриловой краской второго цвета. Не наносите мазки два раза по одному месту. Тарелочка должна как следует просохнуть, за это время на ней уже появятся трещины.


На высохший слой кракелюрного лака спонжем наносим вторую краску

5. Декупируем изделие при помощи клея для декупажа (можно добавить и клея с блестками). Оставляем на 24 часа.


После высыхания изделия накладываем финишный лак

6. Чтобы тарелку можно было мыть, нужно нанести 2-3 слоя финишного лака и дать ему высохнуть двое суток. Затем можно подправить недочеты при помощи бритвы (срезать лишние капельки лака, краски).

Техника нанесения

Начать отделку нужно с подготовки основания.

Очистить стены от всех загрязнений и отслоений. Зашпаклевать ямки, выбоины, стыки листов и другие неровности. Прогрунтовать стены грунтовкой глубокого проникновения.

Основа

Основанием для кракелюр может быть обычная гипсовая штукатурка или шпаклевка, выкрашенная в нужный цвет.

Мнение эксперта
Александр Гурьянов
Штукатур и мастер декоративной отделки

 

Цвет основы будет проступать в потрескавшимся верхнем слое декоративной отделки. Трещины будут выглядеть естественными, если будут темнее основного слоя. Для венецианской штукатурки основу можно выкрасить бронзовой или золотой эмалью.

После нанесения основы ждут полного её высыхания (не менее суток).

Слой лака

Далее на основание наносят лак кракелюр тонким слоем, не допуская подтеков. Существует три способа:

  1. кистью;
  2. валиком;
  3. краскопультом.

Расход материала — 50 гр/м2 в один слой.

Лак наносят в два слоя с промежуточной сушкой не менее 1 часа. За это время первый слой станет прозрачным.

Полное высыхание лака кракелюр — 4 часа.

Декоративную штукатурку нужно нанести не позже недели, иначе трещины не появятся.

Финишное покрытие

Декоративная штукатурка может быть рельефной или гладкой — венецианской. Также возможно нанесение фактурной краски. Способы и техника декорирования в каждом случае своя, но есть основные правила для кракелюра:

  • Толщина отделки не должна быть более 2 — 3 мм при оштукатуривании, и 1 мм для водно-дисперсионной краски, иначе будут подтеки.
  • Так как основными элементами отделки будут трещины, создавать другую ярковыраженную фактуру не следует. Можно оставить небольшие переслаивания или шагрень.
  • Работать нужно быстро и стыковать участки «по сырому». На выравнивание штукатурки и создания фактуры должно уходить не более 10 мин. Если стена окрашивается, то время между проходами — не более 1 мин, в противном случае краска будет стягиваться за инструментом.

Высыхание финишного покрытия: декоративные штукатурки – 48 часов, краски – 24 часа. Нанесение защитного лака возможно только после полного высыхания отделки.

Формирование трещин

Мнение эксперта
Александр Гурьянов
Штукатур и мастер декоративной отделки

  • От направления движения инструмента зависит, в какую сторону пойдут трещины.
  • Чем тоньше слой штукатурки, тем мельче и равномернее растрескивание. Рваный и редкий кракелюр получается при слое от 2 мм.
  • Также форма трещин зависит от толщины промежуточного слоя лака и типа штукатурки (краски). Материалы от разных производителей дадут разный эффект.
  • Если класть краску краскопультом, но получится наиболее ровная сетка трещин.

Появление растрескивания начинается:

На штукатурке — через 10-15 мин, завершается спустя 5-6 часов.

На краске — через 5-10 мин, завершается спустя 1-2 часа.

Защитный лак и воск

Для защиты отделки от пыли и влаги, а также для придания глянца и усиления визуального эффекта декоративную штукатурку покрывают лессирующим лаком или воском.

Выбрать можно одну из популярных марок: Decrazza, Dali, San Marco, Olimp и др.

В прозрачный лак добавляют тонер для придания оттенков покрытию или блестки (глиттер) для эффекта мерцания.

Наносят лак с помощью поролонового валика, которым прокатывают по стене в разных направлениях, заполняя составом все углубления фактуры.

Декоративный воск наносят кистью или мягким шпателем. Затем его растирают по штукатурке губкой. После высыхания воска поверхность полируют мягкой тканью круговыми движениями или глянцуют кельмой.

Мнение эксперта
Александр Гурьянов
Штукатур и мастер декоративной отделки

С помощью лессирующих составов можно выделить трещины на основном фоне в том случае, если основа под штукатурку не была окрашена. Это значительно упростит всю отделку. Процесс будет выглядеть так:

На обычную гипсовую штукатурку кладется лак кракелюр. На него наносят, например, акриловую штукатурку или краску, можно просто белую. После растрескивания и высыхания стену начинают покрывать колерованным воском или лаком. Его втирают в трещины и углубления, излишки снимают губкой.

Таким образом на отделке выделяют всю фактуру, подкрашивают белые трещины на поверхности. Но стоит помнить, что покраска основы эмалями и красками даст более контрастный кракелюр с яркими цветами.

Базовая технология создания двухшагового кракелюра


Чаще всего в комплексе с техникой декупаж применяют именно двухшаговый кракелюр. И прежде, чем рассмотреть мастер-класс, давайте разберем его некоторые особенности.

Можно в двух словах дать определение двухфазному кракелюра. Эта технология проявления трещинок в лаковом слое по готовому изображению.

Разница между одношаговым и двухшаговым составами очевидна. В его основе лежит использование двух компонентов, наносимых один за другим. Верхнее наслоение растрескивается, а для их лучшего проявления дополнительно используют разные затирки.

В качестве базовой схемы действий, на основе которой делается двухшаговый кракелюр, можно выделить следующее:

  1. На первом этапе проходит процесс декупажа изделия, его лакировка и сушка;
  2. Далее, в качестве первого шага наносится первый кракелюрный состав;
  3. Частичная сушка изделия;
  4. Нанесение следующего шага. На этом этапе начнут появляться трещинки;
  5. Нанесение средства для затирки трещинок;
  6. Покрытие предмета лаком для финишных работ.

В качестве затирки, применяют разные средства, например, пастель, сухие тени, бутим, патину или краски на масляной основе.

Обратите внимание, что при работе с двухшаговым кракелюром, вы должны прежде все изучить, какими же он свойствами обладает. Наиболее востребованный двухшаговый кракелюр от Маймери, а также Акриланас и Арс-хобби

Но опять же, все познается в сравнении. Каждый подбирает удобный для себя состав. И помните о гармоничном сочетании декупажа и кракелюра. Так вы смоете получить изделие с характерным винтажным изображением с дополнительным налетом старины

Наиболее востребованный двухшаговый кракелюр от Маймери, а также Акриланас и Арс-хобби. Но опять же, все познается в сравнении. Каждый подбирает удобный для себя состав. И помните о гармоничном сочетании декупажа и кракелюра. Так вы смоете получить изделие с характерным винтажным изображением с дополнительным налетом старины.

Читать

Применение рисовой бумаги в декупаже изделий

Технология нанесения

Для создания покрытия из штукатурки в технике кракелюр требуется соблюдение температурного режима в помещении около +18…+25°С. Уровень влажности воздуха должен быть не более 70%. Недопустимы сквозняки и прямые солнечные лучи на поверхности до полного высыхания штукатурки.

Работы оптимально выполнять осенью, весной. Новичкам рекомендуют осваивать технику кракелюр на загрунтованной фанере или ДВП.

Метод кракле предусматривает нанесение следующих покрытий:

  • основы;
  • кракелюрного лака;
  • финишной штукатурки;
  • защитного воска или прозрачного материала.

Основа

В качестве основы кракелюра применяется штукатурка либо гипсовая шпаклевка. Состав наносится слоем не более 2 мм, иначе возможно отслаивание штукатурки под действием декоративного лака. Шпаклевка просушивается и выравнивается наждачной бумагой.

Стеновое покрытие подсушивается, основу обрабатывают акриловым красящим составом выбранного тона. Можно добавить колер в штукатурку или шпаклевку. В качестве основы можно использовать акриловый краситель, который наносится валиком ровным слоем. Поверхность оставляют высушиваться в течение 5-6 часов.

Слой лака

Лакирование может быть одно- либо двухкомпонентным. Техники отличаются числом покрытий, последовательностью нанесения материалов.

Техника выполнения однокомпонентной лакировки осуществляется поэтапно:

  1. На высушенную основу наносится лаковый состав кракелюр с помощью инструмента, не должно быть подтеков, неровностей.
  2. Техника нанесения выбирается в зависимости от планируемого направления трещин — по вертикали, горизонтали либо диагонали.
  3. Усилить декоративность техники кракелюр можно разнонаправленными движениями.
  4. От толщины лакировочного слоя зависят ширина и глубина трещин.
  5. Лаковый состав высушивают в течение не меньше 4 часов, оптимально выдержать сутки.
  6. После завершения работ краскопульт и другие инструменты тщательно отмываются.

В некоторых случаях кракелюр наносится на участки стены локально. Размер и направление трещинок определяются толщиной лакового покрытия и направлениями движения кисти.

Финишное покрытие

Финишный слой выполняется с помощью штукатурки гладкой акриловой (оптимальны венецианская, марокканская). Можно использовать рельефную штукатурку или плотную декоративную краску с возможностью создания фактурных изображений.

Слой штукатурки, имеющей консистенцию сливок, позволяет нанести состав тонко, трещины сформируются узкими с густой разветвленной сетью. При использовании густой массы трещины получаются редкими и более широкими, глубокими.

Специалисты рекомендуют учитывать следующие правила при нанесении финишного покрытия в технике кракелюр:

  1. Основой технологии кракелюр являются трещины, поэтому не рекомендуется формировать рельефные узоры, не создающие помехи в дизайне. Рельеф создается неглубоким, узор — смягченным.
  2. Толщина финишного покрытия штукатурки должна быть не больше 2-3 мм, краска наносится толщиной до 1 мм.
  3. Работы по отделке штукатуркой выполняют оперативно для предотвращения застывания массы.
  4. Участки стыкуют по влажному материалу.

Защитный лак и воск

В качестве защитного слоя для штукатурки применяются прозрачный лак или воск. Процедура необходима для предотвращения отшелушивания кракелюрного слоя при механических повреждениях. С помощью лакирования и применения воска покрытие кракелюр приобретает глянцевый блеск, переливы оттенков.

Защитный состав делают с использованием поролоновой плотной губки либо широкой кисти. Перед процедурой лакирования декоративного штукатурного покрытия поверхность потребуется выровнять мелкозернистой наждачной бумагой. Пыль от штукатурки убирается щеткой, затем влажной тряпкой.

Производители предлагают защитные материалы с разными характеристиками. Выбор состава определяется дизайном, стилевым решением помещения, цветовой гаммой.

Можно подобрать прозрачный воск либо лакировочный состав с золотистыми, перламутровыми, серебристыми либо металлическими оттенками. В качестве защитного состава финишному покрытию из акрилового красителя можно использовать бесцветный воск.

При наличии базовой основы белого цвета трещины можно подчеркнуть тонированным воском либо цветным полупрозрачным. Составы втирают в трещины на поверхности, излишки материала убирают. Трещины становятся контрастными, визуально углубляются.

Механизированное нанесение

Лаковый состав можно наносить на поверхность стен краскопультом. В таком случае возникает наиболее естественная картина кракле. Для работы подходит пульверизатор, имеющий сопло (дюзу) 1.4 мм. Для работы с краскопультом водорастворимый лак разводят, добавляя воду (до 10%).

При распылении на стену нужно учесть некоторые особенности:

  1. В самом начале работы из сопла поступают сгустки лаковой смеси. Поэтому в начале немного лаковой смеси распыляют на пробник (при вертикальном, а затем при горизонтальном положении форсунок).
  2. Начав распыление на стену, перерывов не делают, останавливаясь только тогда, когда вся стена будет обработана. В противном случае возникнут пятна и неровности.
  3. Чтобы завершить работу, распылитель отводят от стены и только затем выключают краскопульт.
  4. При работе стараются поддерживать одинаковое расстояние от форсунок до стены.

Видео с примером механизированного нанесения штукатурки кракелюр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector